Сила в слабости:
Ошибки в позиционировании бренда
«Если меня что-то и движет вперед, то только моя слабость, которую я ненавижу и превращаю в мою силу», – Майкл Джордан.
Позиционирование – это концепция, формирующая отличия от конкурентов и причины для покупки
Не забывайте, что потребители делают выбор на основе сравнения. Позиционирование состоит из характеристик, указывающих с какой категорией бренд должен ассоциироваться и сравниваться.
Для определения позиционирования используйте четыре вопроса:
Для кого?
Зачем?
Когда?
Против кого?
Как построить грамотное позиционирование?

Например, позиционирование бренда украшений Pandora: «Мы вдохновляем каждую женщину рассказывать о том, что она любит, с помощью наших украшений». Компания позиционирует украшения Pandora как «доступную роскошь» в сегменте люксовых и высококачественных ювелирных изделий.

Слово Пандора в первую очередь ассоциируется, пожалуй, с ящиком Пандоры. Если этот ящик открыть, то закрыть обратно уже сложно. Браслеты, шармы, подвески собирают, дарят в подарок. Собирают по тематикам, собирают на нескольких браслетах, дополняют серьгами, кольцами и т.д. Так название бренда раскрывает позиционирование. Каждая женщина, когда покупает или получает в подарок украшения Pandora, постепенно пополняет шкатулку. При этом бренд стимулирует каждую следующую покупку новыми коллекциями, предстоящими праздниками.
Возвращаемся к четырем вопросам для определения позиционирования
Как на вопросы о позиционировании отвечает бренд Pandora:
Для кого?
Для каждой женщины. Следовательно, речь и о возрасте целевой аудитории. В рекламе показывают и мам, и дочерей, и сестер, и бабушек, и подруг.
Зачем?
Ответом на этот вопрос бренд предлагает рассказывать о том, что каждая женщина любит с помощью украшений Pandora.
Когда?
Всегда! Украшения можно носить каждый день, сочетать модели, носить отдельно или в комплекте. Каждый день разные, под настроение, под любой повод.
Против кого?
Этот вопрос касается конкурентов. Бренд предлагает не переплачивать, покупая «доступную роскошь» – коллекции украшений всемирно известного бренда, изготовленных из высококачественных материалов.

На выходе бренд обеспечен бесконечно масштабируемым маркетинговым потенциалом. Каждая женщина рассказывает о том, что любит с помощью украшений Pandora. Здесь и шармы для браслетов по тематикам: любовь, орнамент, природа, семья и друзья, знаки зодиака, события, хобби, символы, логомания, коллаборации с известными брендами. И чего только стоит коллаборация с персонажами сказок и мультфильмов Disney. Позиционирование охватывает огромное поле для развития ассортимента. Бренду всегда есть что продавать, всегда есть с кем объединиться, всегда есть диапазон возможностей для внедрения новинок.
Еще один пример удачного позиционирования

Позиционирование распространяется не только на бренд, но и на товары под брендом. В этом случае красная нить позиционирования бренда не должна обрываться на товаре. Позиционирование бренда и позиционирование товара не должны противоречить друг другу.

Например, линейка средств по уходу за волосами Estel под слоганом Красота – страшная сила. Названия из продуктовой линейки: Ведьма, Кикимора и Баба-Яга. А ведь эти дамы знают толк в полезных свойствах растений и ягод. Тот случай, когда слоган «Красота – страшная сила» и сказочные персонажи в качестве названий креативно сложились в сильную концепцию. С собирательным образом позиционирования. Тут и красота, и сила красоты, и дамы-эксперты в области превращений.
Позиционирование – это красная нить, связывающая бренд в единую систему
Позиционирование должно быть согласовано с остальными аспектами бренда: с названием, логотипом, фирменным стилем, рекламными компаниями, продуктами бренда и с каждой точкой контакта бренда с потребителем.
Топ-5 ошибок в позиционировании и как их не допустить
1. Не определена или размыта целевая аудитория
Целевую аудиторию надо не только определить, но и сегментировать. Иначе компания становится заложником отсутствия стратегии и предлагает рынку «все для всех». Чем шире целевая аудитория, тем сложнее это сделать, тем тщательнее стоит проработать сегментацию и персонализацию рекламных предложений.
2. Не определены конкуренты
Если считаете, что конкурентов у вас нет, вы заблуждаетесь. Начните спрашивать клиентов, как был сделан выбор, какие варианты рассматривались. И вы удивитесь.

  • Если продаете мебель ручной работы в единственном экземпляре, услышите о мебели премиум сегмента производителя из другого города или страны.
  • Если продаете новые квартиры, услышите о вторичке или о съемных квартирах.
  • Если продаете умную технику для уборки дома, услышите про выбор между техникой и услугами клининговой компании.

Если не изучаете конкурентное окружение, вы понятия не имеете, среди кого и по каким причинам делает выбор ваша целевая аудитория.

Изучайте конкурентов. Изучайте мировой опыт, и не только успешный. Учиться полезно и на чужих ошибках.
3. Не проверен потенциал позиционирования и названия бренда, а также влияние одного на другое
Ошибки могут быть заложены как в позиционировании, так и в названии. Название может, так скажем, угнетать потенциал позиционирования, ограничивать его. Например, когда надо расширить линейку товаров, услуг, ввести новый продукт, а с названием новинка никак не вяжется. Поэтому так важна красная связующая нить между позиционированием и остальными аспектами бренда.
4. Нет стратегии и не определены отличительные особенности бренда
Отличительные особенности являются источником позиционирования бренда:
  • Дизайн
  • Физические свойства
  • Компетенция
  • Нематериальные ценности
  • Коммуникация
  • Цена
Отличительные особенности помогают бренду доносить до целевой аудитории причину для покупки и собственно продавать.
5. Не определены или размыты обещания и потребительская выгода, причина для доверия
В этом случае бренд становится легкой добычей для нападок со стороны конкурентов. И целевая аудитория будет ходить налево к конкурентам, оставляя деньги не у вас.
Примеры ошибок в позиционировании
Переходим к примерам, в которых название бренда накладывает неоднозначный отпечаток на позиционирование. Посмотрев на ситуацию с разных сторон, можно увидеть силу в слабости и использовать это для усиления позиционирования бренда. При этом важно не допустить стратегические ошибки.
Рассмотрим три бренда из одной товарной категории
Эти бренды продают и производят продукцию из овощей и фруктов: Натурово, Соленушка и Аппетикино. Со всеми тремя брендами я работала. Для Натурово и Соленушки проводила ребрендинг. Аппетиткино – это мною разработанное название. Выбрала я их не случайно. У двух из перечисленных брендов есть узкие места в позиционировании.
Пример №1

В названии бренда Соленушка ассоциативно считывается слово соления, а значит и соленые овощи. Фонетически Соленушка напоминает Аленушку, соответственно и тему сказок, тему жизни в деревне. И само по себе название уменьшительно-ласкательное, ассоциируется с милым и добрым персонажем. Но с другой стороны, если посмотреть на потенциал названия относительно продуктовой линейки, Соленушка зажата темой солений. То есть не логично под брендом Соленушка выводить на рынок варенье, мед, молочную продукцию и все то, что логически не вяжется с соленьями.

Именно это и послужило причиной обращения за ребрендингом. Заказчик ставил задачу разобраться, можно ли и как производить сладкую продукцию под брендом Соленушка.
В итоге было принято решение разработать новый бренд с широким позиционированием, чтобы продавать без ограничений все, что съедобно. Бренд Соленушка решено было оставить, так как бренд уже многим полюбился. Продукция вкусная, и в своей нише бренд уже занял место на полках и в сердцах потребителей. Но компания решила расти, поэтому и появился второй бренд – Аппетиткино. А Соленушка стала заложником смысловой ассоциации в названии бренда, которая ставит границы в позиционировании.
Пример №2

Название бренда Аппетиткино образовано от слова аппетит. А то, что аппетитно, то и всегда вкусно. Подтягивается прицепом и ассоциация с едой. Аппетиткино напоминает Простоквашино – деревеньку из советского мультфильма, добавляя таким образом ассоциацию темы жизни в деревне, а значит, и натуральности, и полезных свойств продуктов.
Пример №3
Название бренда Натурово образовано от слова натуральный. Раз речь о продуктах, о еде, ассоциации возникают с природой и натуральными продуктами. Позиционирование бренда Натурово ограничено ассоциацией с натуральностью. Бренд вынужден продавать максимально натуральные продукты. Здесь будут не уместны продукты с длительным сроком хранения и бесконечным списком консервантов.

Вывод
При наличии ресурсов компания может сформировать портфель брендов под разные задачи, с разным позиционированием. Сделать также, как Соленушка начала формировать портфель и запустила Аппетиткино. При этом и Натурово, и Соленушка уже заняли доли рынка, каждый бренд в своем узком позиционировании, что тоже уместно. В долгосрочной перспективе это поможет брендам удерживать захваченную долю рынка.
Фатальные ошибки в позиционировании бренда
Расширить границы и территории бренда Colgate сложно. У потребителей годами сформирована прочная связь: Colgate – средства по уходу за полостью рта. Ошибка заключалась в уверенности экстраполировать накопленную годами лояльность целевой аудитории на продукцию из другой, не смежной товарной категории. Colgate выпустил линейку замороженных продуктов. Потребители такой ход не оценили, успеха добиться не получилось. Покупатель знает о свойствах и качестве зубной пасты Colgate, но причем тут еда? Еду производят на том же заводе, что и зубную пасту? Еда со вкусом зубной пасты?

Одно дело превратить слабость позиционирования в силу, и совсем другое пытаться захватить долю рынка, противоречащую позиционированию и никак не связанную с ним.

Подобных примеров масса, чтобы этого не допустить нужна стратегия, позиционирование. Это и станет защитой для бренда от стратегических ошибок и неудач.

Главное – видеть, какой потенциал закладывается в основу позиционирования, и нивелировать препятствия для решения стратегических для бизнеса задач в будущем.